"Сельская жизнь" №43 от 29.10.2015 г. Печать E-mail
ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ – СТОРОНА ОБРАТНАЯ 
 
     Отзвучали фанфары и приветственные речи, теплые поздравления с днем работника сельского хозяйства и пожелания этим работникам дальнейших трудовых побед. Из столицы, с очередной Российской агропромышленной выставки «Золотая осень» крестьяне разъехались по домам.
   Только вот впечатления от праздника у руководителей и специалистов сельхозпредприятий остались совсем не радужные. Справедливости ради, нужно сказать, что, претензии к устроителям выставки у тех, кто ежегодно за тысячи километров везет в Москву крупный рогатый скот, овец и коз, птицу и зверей были почти всегда. Но тут даже привычные ко всему чабаны и скотники, зоотехники и руководители возмутились в полный голос. 
    Все дело в том, что до прошлого года устроителем «Золотой осени» являлся Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) и проводилась выставка на своем историческом месте, которому теперь вернули известное с советских времен название – Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). 
    Да, были и тогда у сельхозников недовольства. В основном они касались финансовой стороны дела – выставка, с одной стороны, являясь демонстрационной площадкой достижений российского АПК, с другой стороны, на этих же сельхозтоваропроизводителях делала, судя по всему, хороший бизнес. С 2014 года у «Золотой осени» поменялась компания - устроитель. Конкурс на проведение выставки, якобы, выиграла выставочная компания «РОТЕКС». И хотя организаторами по-прежнему выступают Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Москвы, сельхозтоваропроизводители сразу почувствовали перемены и, увы, не к лучшему. Цены на все и вся для гостей столицы в лице участников Российской агропромышленной выставки поползли вверх. Причем на все, даже на любую мало-мальскую мелочь. Например, нет сил стоять весь день у база с животными, возьмите стул - арендная плата – 700 рублей; нужна розетка с напряжением 220 Вт – всего за 1480 рублей; вешалка настенная – 180 рублей, она же, но напольная – 1800 рублей; палатка 3х3м – 14000, холодильный ларь или витрина – от 27000 рублей. Вот и везли крестьяне с собой и холодильники (для демонстрации продукции), и палатки, и все-все-все, вплоть до хлеба, испеченного в колхозной пекарне. 
    Почему на защиту интересов крестьян не стало их родное министерство? Может оттого что уже года три как первое лицо Минсельхоза не появлялось в павильоне животноводства и просто не в курсе того, что там происходит, чем живет и дышит выставка и ее участники (а ведь захаживали туда в былые годы и президент, и премьер-министр, и просто министр. Но добрым словом вспоминают сельхозники до сих пор Алексея Гордеева, экс-министра и нынешнего Губернатора Воронежской области. Он не то что руководителей, он некоторых чабанов и скотников знал по именам, со всеми здоровался, а в павильон приходил не только с официальным визитом, но и неформально накануне вечером, чтоб спросить, как дела и все ли готово к открытию выставки). 
    Известие о том, что площадкой для проведения 17-ой Российской агропромышленной выставки стал «Крокус Экспо» крестьян обескуражило. А как же выставка наших, народных достижений? Ну да, видели по телевизору, что Собянин на ВДНХ все ледовыми катками обустроил, а президенту акул в аквариуме показывал на том самом месте, где когда-то парковались Камазы с животными. Но на неделю-то место народу-кормильцу, решающему непростые задачи импортозамещения, найти можно? А «Крокус»-то, доходили до глубинки слухи, совсем на другие выставки и другие кошельки рассчитан. Но выбора нет. Участники заявлены, животные подготовлены. (Кстати, выставочных овец (вернее баранов, поскольку выставляются только мужские особи), начинают готовить не менее чем за год – не стригут, содержат в помещениях на специальных решетчатых полах, чтоб шерсть не запылилась и не испачкалась, кормят по особому рациону).
     «Крокус-Экспо», как и Московский регион в целом, встретил российских животноводов прохладно, даже холодно. В самом прямом смысле этого слова. Ночью – минус два, днем – плюс два. И снег. А поскольку слухи оказались верными, и данная огромная выставочная площадка рассчитана на представителей бизнес сообщества в белый рубашках, дорогих пиджаках и лаковых туфлях, крестьянам соорудили нечто на подобие скотного двора. Уж простите, за сравнение. Но, поверьте, это не сгущение красок. Тентованный павильон, хоть и оборудованный тепловыми пушками, был явно не рассчитан на температурный режим того момента. Подъезжать к нему можно было лишь для разгрузки и погрузки животных. Потом машины требовалось отогнать на стоянку, расположенную километрах в трех от павильона. Где-то там же разрешалось хозяйствам-участникам выставки разбить палатку (нас тоже за сто первый километр? вспоминали историю государства российского животноводы).
    Не надо думать, что колхозники, как цыгане, где остановились там и давай обживаться, портить благочестивый вид столицы своими ведрами-чашками. Все иначе. Палатки для хозяйств - вынужденная необходимость. Во-первых, многие привозят с собой воду, которую животные пьют дома и к которой уже приспособлен их организм. Дали быку или барану на выставке московской водицы и…получите расстройство пищеварения. Из выставочного, животное превращается в больного. Во-вторых, от каждого сельхозпредприятия на выставку едут от 3 до 6 человек – водитель, скотник, зоотехник, руководитель, человек, который их всех кормит. (А в буфетах «Крокус-Экспо» одно пирожное стоит больше 300 рублей). И то, что хозяйства везут собой картошку и мясо, чтоб на месте сварить супчик – мера, повторяюсь, вынужденная. По-хорошему, им бы посочувствовать и создать условия для нормального пребывания в столице, а их – за 3 километра с глаз долой. 
   В-третьих, чабаны, доярки и скотники – люди, отвечающие за животных (напоминаю, - племенных и высокоценных), много раз за день чистят у своих подопечных, чтобы сохранить их в чистоте, кормят, доят. Большинство людей, работающих с животными, узнают своих подопечных даже по голосу. И одно дело на ВДНХ люди отлучались из павильона на полчаса – час чтобы перекусить и просто немного посидеть отдохнуть и другое дело – уходить за несколько километров. В чем разница, спросите вы. А в том, что дважды за период проведения выставки на парковке, куда пускали только по пропускам, ночью вскрывали машины и воровали, что могли найти. Не повезло в этом плане, например, племзаводу «Александровское» Воронежской области. Совсем вопиющий случай произошел в ночь на 11 октября, когда из павильона, якобы закрывающегося на ночь, и охраняемого (а как иначе, ведь такой скот и звери немалых денег стоят) украли пуховые изделия – платки, пледы, перчатки общей стоимостью не менее чем на 100 тысяч рублей. 
   Но это, так сказать, отдельные неприятности отдельных участников выставки.
  А теперь об общем впечатлении участников      17-ой Российской агропромышленной выставки «Золотая осень» павильона «животноводство». То, что в нем холодно, почувствовали сразу. А то, что сыро – на следующий день. Причем не просто сыро, а очень даже мокро. Вода из тающего снега в большом количестве скапливалась непосредственно в павильоне. Оказалось, что у большинства участников и гостей выставки совершенно не подходящая для такого момента обувь, тут бы впору были резиновые сапоги. (Но день был торжественный – открытие выставки, ожидали высоких гостей, поэтому оделись-обулись соответственно). Мало того, с верхнего перекрытия на головы участников и гостей выставки, а также на животных, лился (а не капал) конденсат. Невероятная сырость и низкая температура вкупе с тяжелым запахом – это то, что почувствовали и прочувствовали все находящиеся в павильоне. Не удивительно, что не заглянул в него ни Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, ни Министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. Руководство Департамента животноводства и племенного дела как могло, старалось исправить ситуацию, но тщетно. Ну и никуда не денешься от санитарно-бытовой темы. То ли устроители не удосужились посмотреть количество участников, запланированное в павильоне (а их было около двухсот), то ли дела до этого никому не было, но количество биотуалетов не было рассчитано на количество людей, находившихся в павильоне, а умывальников не было и вовсе.
 
   «Мы ехали на Российскую агропромышленную выставку, чтобы показать здесь свои достижения, над которыми трудимся много лет, - сказал председатель селекционно-генетического центра, известного в стране племенного завода «Восток», Герой Труда Ставрополья Петр Лобанов. (Кстати, по итогам «Золотой осени» все 28 племенных хозяйств, представивших на выставке овец и коз, были награждены Дипломами первой степени и золотыми медалями) – Но за такие условия пребывания не с нас нужно брать деньги, а нам платить. Больше мы сюда не приедем, вернут выставку на ВДНХ, тогда будем разговаривать».
   Еще раз особо подчеркну, что в данном, совершенно неприспособленном для выставочного показа помещении были собраны лучшие племенные животные по основным подотраслям животноводства: коровы-рекордистки 11 пород 8 типов с удоем до 12100 килограммов молока (корова черно-пестрой породы по кличке Сливка из нижегородского племзавода «Ильино-Заборское»); быки 7 мясных пород трех типов весом от 900 до 1300 килограммов, использование которых и позволяет решать программу импортозамещения говядины на российском рынке; бараны 5 пород, живой массой до 150 килограммов и настригом до 15 килограммов тонкой мериносовой шерсти (ставропольские племзаводы «Маныч», «Вторая Пятилетка», «Родина») так востребованной сегодня отечественным легпромом; норки, соболя, чернобурки, представляющие собой генофонд отечественного пушного звероводства; племенная птица, для которой температурный, световой и прочие режимы в корпусах задаются с помощью компьютерных программ. Другими словами, как и звучало в аннотации к «Золотой осени», здесь были собраны самые продуктивные породы животных и птицы.
    «Животные похудели, из-за пребывания в сырости у них появились проблемы с ногами, - поделился впечатлениями о «Золотой осени» председатель селекционно-генетического центра, племзавода «Вторая Пятилетка» Игорь Сердюков. – Регистрационный взнос, участие в конкурсе и выставочная площадь для животных нам обошлись в 75 тысяч рублей. Всего же расходы составили около 350 тысяч – это транспортные расходы, командировочные, проживание. И при этом людям негде было ни обогреться, ни поесть. У нас не тот бизнес, который может себе позволить питаться в «Крокус-Экспо». Зарабатывание денег на крестьянах не должно поощряться властями никакого уровня, - добавил Игорь Геннадиевич, - людям нужно создать возможно комфортные условия хотя бы из-за уважения к их труду. С высоких трибун о сельхозтоваропроизводителе говорят правильно и уважительно. А на деле – никому мы не нужны.
Думаю, не стоит цитировать остальных участников выставки из павильона «животноводство». Они, в принципе, повторяют друг друга.
     Но есть еще одна тема, задевшая участников выставки – это распределение билетов на Торжественное собрание в Кремлевский дворец. Кому и как выдаются эти билеты – не совсем ясно. Видно лишь, что члены официальной делегации, в которую входят по 150 и более человек, нарядные с женами и подругами на концерте присутствуют. А вот работяги, те, кто может быть первый раз в жизни оказался в Москве, остаются без билета. И тогда заместитель директора департамента, руководитель отраслевого союза, председатель хозяйства отдают свои билеты рядовым работникам, чтобы осталось у людей хоть одно приятное воспоминание о выставке. Вот и получается, что неуважение к человеку труда начинается с чиновников его родной области или края, которые спокойно отдыхают и принимают поздравления с праздником работников сельского хозяйства. А по адресу ли поздравления? Тех, кого нужно поздравлять, пока не научились даже уважать.

Елена Молчанова,
корр. «Сельской жизни».

 
« Пред.   След. »
2008-2011 © www.rnso.net

Яндекс.Метрика